Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 44
Гостей: 44
Пользователей: 0
Форма входа
Календарь
«  Июль 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Главная » 2018 » Июль » 13 » Сблизиться и вовлечь
12:27
Сблизиться и вовлечь

Рассердившись на США, президент Владимир Путин обращает взоры на Германию. Во время визита в ФРГ, который пройдет на следующей неделе, российский президент хочет довести до сведения канцлера Ангелы Меркель свои идеи, от которых она не в восторге, - например, создание европейско-российской зоны свободной торговли

С женщинами у политической Москвы никогда не возникало проблем, об этом свидетельствует история. Четыре императрицы сидели на троне во времена самодержавия, среди них и Екатерина II - немка, стоявшая у руля Российской империи 34 года. В постсоветской России, на территории которой проживает на 11 млн больше женщин, чем мужчин, практически нет женщин-политиков.

В российской политике трудятся только 10 сенаторов-женщин и один губернатор, региональные же парламенты находятся в мужских руках. Доля женщин-политиков в российской политической элите составляет 1,7%. "Чем больше женщин в той или иной профессии, тем ниже ее престиж", - к такому выводу пришла профессор социологии Ольга Крыштановская. Женщина во главе государства - явление столь же невообразимое, как, например, чеченец на аналогичном посту.

Однако не только по этой причине у патриархальной России с трудом получается войти в контакт с Ангелой Меркель, первым немецким федеральным канцлером-женщиной, после смены власти в Берлине. Москве в первую очередь мешает тот новый, свежий взгляд на российско-германские отношения, который стал очевиден еще во время первого визита канцлера в Россию в середине января этого года.

Когда в Москву регулярно приезжал грубовато-жизнерадостный Герхард Шредер, все было еще в порядке. Русским нравились те цветистые превосходные степени, которые личный друг президента Путина употреблял для описания двусторонних связей: отношения между двумя странами находятся " в первоклассном состоянии", от них "захватывает дух" и "лучше они уже быть не могут", говорил в то время Шредер.

Меркель же, напротив, во время первого после вступления в должность визита в Россию встретилась с критиками Путина и оппозицией. Она объявила о том, что Германия разделяет с Россией "не так много представлений о ценностях, как с Америкой". Это было "ударом для Путина", писала тогда верная Кремлю газета "Комсомольская правда".

Простить и забыть то, что было 9 месяцев назад: во вторник на будущей неделе Владимир Путин прибывает в Германию с ответным визитом, на два дня он остановится в Дрездене (где он работал, будучи офицером КГБ), а затем направится в Мюнхен. Это будет больше чем визит вежливости, и на это есть свои причины: Москве сейчас просто необходима госпожа канцлер.

За этим кроется, прежде всего, российская озлобленность на Америку. Спустя два десятилетия после окончания холодной войны интересы двух сверхдержав столкнулись в Центральной Азии, на Кавказе и на Востоке Европы. С раздражением Москва следит за тем, как Вашингтон обосновывается на казахских и азербайджанских нефтяных источниках, как пытается протащить в НАТО Грузию и Украину. Все четыре упомянутых страны раньше входили в состав Российской империи, а затем и Советского Союза.

Травматичным для Москвы стало принятие в Североатлантический альянс балтийских государств; после президентских выборов на позапрошлой неделе Эстония стала последней из стран Балтии, во главе которой встал политик, находившийся в советские времена в северо-американской ссылке. Однако самым тяжелым ударом для Путина стало то, что в июле американцы воспрепятствовали вступлению России в ВТО, вопрос о котором Москва считала уже решенным.

"Нам стало ясно, что они никогда не пустят нас в ВТО", - говорит близкий к Кремлю политолог Вячеслав Никонов, внук сталинского министра иностранных дел Молотова. По его словам, Россия сталкивается с последствиями того, что поставляет свой газ в Европу.

Во время саммита "европейской тройки" с Ангелой Меркель и Жаком Шираком, который проходил в позапрошлые выходные в Компьене под Парижем, Путин заявил о том, что Россия будет продавать Европе, а не Америке, как было запланировано ранее, ресурсы расположенного в Баренцевом море месторождения "Штокман", одного из самых крупных разведанных месторождений.

Однако и с Западной Европой у Москвы в настоящее время не самые лучшие отношения, "поскольку они по большому счету не хотят нас", жалуется Никонов, имея в виду, среди прочего, и вызвавшую много споров покупку Россией доли в европейском авиакосмическом и оборонном концерне EADS. Во время падения курса акций концерна EADS российский Внешторгбанк купил 5,02% его акций и планирует дальнейшую экспансию, что натолкнулось на сопротивление со стороны руководства концерна. Европейцы испытывают страх перед русскими, заявил Путин в Компьене, коварно улыбаясь. И все потому, что мы большие и богатые, добавил российский президент. Однако в противовес совету Никонова - в старорусской манере отвернуться от Запада - Кремль в настоящее время продолжает делать ставки на Европу: наряду с Францией, в первую очередь на Германию, традиционного адвоката Москвы.

Уже во время германо-российских правительственных консультаций в апреле в сибирском Томске Путин оказывал канцлеру Меркель знаки дружеского внимания и заботы. А в Компьене он даже особо отметил, что от поставок газа из Штокмановского месторождения выиграет в первую очередь Берлин: "Можете представить себе, что это значит для экономики Германии. Поставки только с этого месторождения могут осуществляться 50-70 лет".

Кремль настоял на том, чтобы авиакомпания "Аэрофлот" внесла в заявку и 22 самолетов компании Airbus - несмотря на то, что она изначально планировала приобрести исключительно самолеты американской компании Boeing. По словам Никонова, если бы у Airbus была уже готова модель A 350, то сделка была бы еще более выгодной для европейцев.

Москва со своей стороны надеется на то, что Германия в период председательствования в ЕС предпримет шаги в направлении европейско-российской зоны свободной торговли, углубления энергетического партнерства, а также упрощения условий выдачи виз для российских граждан.

Заместитель министра иностранных дел Владимир Титов даже рассчитывает на то, что сотрудничество между Россией и Германией станет локомотивом общеевропейской интеграции - аналогично с тем, как сближение между Германией и Францией после Второй мировой способствовало интеграции в Европейский союз. Окончанием такого длинного пути развития стал бы рынок, включающий в себя более 700 млн человек, автомобильные дороги от Берлина до Владивостока, а также экономика, двигателем которой стала бы синергия из западно-европейских высоких технологий и огромных газовых и нефтяных запасов ставшей снова могучей России.

Москва приманивает европейцев обещанием, что в геополитических баталиях XXI века Европа сможет выступать в качестве достойного противника таким стремительно развивающимся державам, как Китай и Индия.

В МИДе Германии русские даже могут рассчитывать на поддержку. Франк-Вальтер Штайнмайер говорил недавно о "новой восточной политике", в которой есть намек на "Изменения путем сближения" Вилли Брандта и Эгона Бара. В документе по стратегии речь идет о "сближении путем вовлечения".

Европа и Россия должны объединиться более тесно, даже если Россия выступает на мировой политической арене с новым самосознанием, а во внутренних делах идет "по особому, российскому пути", который проходит "далеко не параллельно тому пути, который избрал ЕС". Реакция из ведомства канцлера, по словам одного из авторитетных сотрудников министерства, была, однако, "какой угодно, но не позитивной".

Несмотря на то, что Ангела Меркель заинтересована в поступлении газа из Штокмановского месторождения в Европу, она скорее прохладно относится к российским требованиям об ответных усилиях.

Россия рассчитывает не только на то, что запланированный на март энергетический саммит ЕС принесет российскому концерну "Газпром" участие с правом решающего голоса на европейском рынке. Москва нацелена пополнить свои акции в концерне EADS - получив тем самым возможность влиять на политику компании. Кремль даже рассматривает возможность военного сотрудничества между EADS и российскими военными самолетостроителями. Вполне вероятно, что во время встречи с экономическими представителями в среду в Мюнхене Путин предпримет дальнейшее наступление.

В то время как Шредер в начале 2005 года открыто приглашал русских приобрести долю в Airbus, дочерней компании концерна EADS, Меркель соблюдает осторожность. "Должен быть совместный интерес", - заявила она в Компьене - что было воспринято русскими как очередная обида. Россия хочет от Германии большего, чем сама может предложить. Меркель ничего не имеет против хороших деловых отношений с Москвой, однако приоритетными для нее являются планы в европейско-американском экономическом пространстве. В отношениях с Россией она придерживается того, о чем она заявила сразу после прихода к власти: меньше дружбы - больше партнерства; меньше романтики - больше реализма.

"На самом деле, так было всегда", - считает Юлий Квицинский, бывший посол СССР в Бонне, который является сегодня первым заместителям комитета Государственной думы по международным делам: Германия ведет себя "как невеста, которая постоянно находится в поиске лучшего жениха. В настоящее время речь идет об Америке". По его мнению, российско-германским отношениям предстоит "проверка на прочность".

Квицинский до сих пор является членом Коммунистической партии. Даже на другом конце идеологического спектра сохраняется появившееся в январе разочарование, связанное с Меркель. Только недавно член президиума путинской партии "Единая Россия" с иронией высказался о неоднократно заявленной немецким канцлером солидарности с Михаилом Ходорковским, политически амбициозным нефтяным магнатом, который был отдан Путиным под суд из-за неуплаты налогов и находится сейчас в одном из сибирских лагерей.

Россия больше не собирается терпеть такие наставления из-за границы. Даже если они исходят от Ангелы Меркель.

Просмотров: 229 | Добавил: camwieman1987 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0